Образовательный процесс

Государственное бюджетное образовательное учреждение Уфимская коррекционная школа – интернат № 63  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства. Обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающихся в получении качественного образования. Образование и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и возможности получения образования в пределах Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), профилактику и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Обучение организовано по пятидневной неделе в I смену. Язык обучения – русский. Срок обучения в соответствии с учебным планом составляет 9 – 13 лет. Форма обучения очная. Воспитанники начальных классов проживают в интернате, учащиеся 5 – 11 классов посещают Группы продленного дня (ГПД).

Школа реализует адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (АООП) по варианту 1 для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и по варианту 2 для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями.  Также применяются программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (подготовительный /1 – 4 классы), (5 – 9 классы), с углубленной трудовой подготовкой (10 – 11 классы), а также программа обучения детей с глубокой (умеренной и тяжелой) умственной отсталостью. В 1 – 3 классах обучение ведется с применением электронной формы учебников. Занимаются с использованием  электронных учебников – 48 учащихся.

  1. Адаптированная основная общеобразовательная  программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (АООП)  вариант 1 для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Образовательные областиУчебные предметы
Обязательная часть
1.Язык и  речевая практика1.1.Русский язык
1.2.Чтение
1.3.Речевая практика
2.Математика2.1.Математика
3.Естествознание3.1.Мир природы и человека
4.Искусство4.1.Музыка
4.2.Рисование
5.Физическая культура5.1.Физическая культура
6.Технология6.1.Ручной труд
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционно - развивающая областьРитмика
Логопедические занятия
Психокоррекционные  занятия
Внеурочная деятельность 
  1. Адаптированная основная общеобразовательная  программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (АООП) вариант 2 для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями
Образовательные областиУчебные  предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая практика1.1 Речь и альтернативная коммуникация
2. Математика2.1.Математические представления
3. Окружающий мир3.1 Окружающий природный  мир
3.2 Человек
3.3 Домоводство
3.4. Окружающий социальный мир
4. Искусство4.1 Музыка и движение
4.2 Изобразительная деятельность
5. Физическая культура5.1 Адаптивная физкультура
6. Технологии6.1 Профильный труд
7. Коррекционно-развивающие занятия
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционные курсы
1. Сенсорное развитие
2. Предметно-практические действия
3. Двигательное развитие
4. Альтернативная коммуникация
Внеурочная деятельность (в максимально допустимую  недельную нагрузку не входит)
  1. Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (подготовительный /1 – 4 классы) под ред. В.В. Воронковой
Образовательные области
I.         Общеобразовательные курсы
1Русский язык и развитие речи
Чтение и развитие речи
Башкирский язык (государственный)
2Математика
3Изобразительное искусство (ИЗО)
4Музыка
5Физическая культура
6Основы религиозных культур и светской этики
II.  Трудовая подготовка
7Трудовое обучение
III.  Коррекционная подготовка (коррекционные курсы)
 а) коррекционные курсы:
8Развитие устной речи на  основе изучения  предметов и явлений окружающей действительности
9Ритмика
 б)  обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия:
10Факультативные занятия
11Логопедия занятия
12Лечебная физическая культура
13Развитие психомоторики и сенсорных процессов
  1. Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (5 – 9 классы) под ред. В.В. Воронковой
Образовательные области
I.         Общеобразовательные курсы
1Русский язык и развитие речи
Чтение и развитие речи
Башкирский язык (государственный)
2Математика
3Природоведение
4Биология
5География
6История
7Обществознание (включая экономику и право)
8Этика и психология семейной жизни
9Изобразительное искусство (ИЗО)
10Музыка
11Физическая культура
12Основы безопасности жизнедеятельности
13История и культура Башкортостана (ИКБ)
II.  Трудовая подготовка
14Профессионально-трудовое обучение
15Трудовая  практика (в днях)
III.  Коррекционная подготовка (коррекционные курсы)
 а) коррекционные курсы:
16Социально-бытовая ориентировка (СБО)
 б)  обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия:
17Факультативные занятия
18Логопедия занятия

 

  1. Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида с углубленной трудовой подготовкой (10 – 11 классы)
Образовательные области
I.         Общеобразовательные курсы
1Русский язык и литература
Родной язык и литература
2Математика
3Обществознание (включая экономику и право)
4Этика и психология семейной жизни
5Физическая культура
6История и культура Башкортостана (ИКБ)
II.  Трудовая подготовка
7Производственное обучение
8Трудовая  практика (в днях)
III.  Коррекционная подготовка (коррекционные курсы)
 а) коррекционные курсы:
9Социально-бытовая ориентировка (СБО)
 б)  обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия:
10Факультативные занятия
  1. Программа обучения детей с глубокой (умеренной и тяжелой) умственной отсталостью
Образовательные области
I.         Общеобразовательные курсы
1Развитие речи
Чтение
Письмо
2Математика
3Мир растений
4Мир животных
5Человек
6История и культура Башкортостана (ИКБ)
7Человек и общество
8Физическая культура
9ИЗО
10Музыка
11Основы безопасности жизнедеятельности
II.  Трудовая подготовка
12Самообслуживание
13Ручной труд
14Хозяйственно-бытовой  труд
15Ремесло
III.  Коррекционная подготовка (коррекционные курсы)
 а) коррекционные курсы:
16Развитие устной речи на  основе изучения  предметов и явлений окружающей действительности
17Социально-бытовая ориентировка (СБО)
18Музыкально-ритмические занятия
19Предметно-практическая  деятельность
 б)  обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия:
20Логопедические занятия
21ЛФК
22Развитие психомоторики и сенсорных процессов
23Факультативные занятия

 

Рабочие программы определяют содержание обучения по отдельным предметам и последовательность его прохождения по годам обучения. Программы учитывают особенности познавательной деятельности детей с ОВЗ. Они направлены на разностороннее развитие личности учащегося, способствуют умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. 

 

 

Специальной формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия (1-7 кл.), психокоррекционные занятия, ритмика и ЛФК. Программа коррекционных занятий направлена на коррекцию психических процессов учащихся, основанных на принципах постепенного развития (онтогенезе). На эти занятия отводятся часы в первую и  во вторую половину дня. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных нарушений, а занятия ЛФК - в соответствии с медицинскими показаниями.

 

 
 

Трудовая  подготовка  учащихся занимает  центральное  место в системе всей  учебно - воспитательной работы.  В школе  профессионально–трудовое обучение ведется  по семи профилям:

  • столярное дело
  • швейное дело
  • ручное и машинное вязание     
  • цветоводство, декоративное садоводство
  • дворник
  • уборщик служебных помещений
  • штукатур-маляр
  • картонажное-полиграфическое дело

По каждому  профилю трудового обучения  оборудованы учебные мастерские.

Организация образовательного процесса в школе регламентируется годовым календарным учебным графиком, учебным планом  и расписанием занятий.
По завершению обучения  выпускники проходят государственную (итоговую) аттестацию. Государственная (итоговая) аттестация включает сдачу  выпускных экзаменов по трудовому обучению. Образование является нецензовым, выпускники получают документ государственного образца «Свидетельство об обучении».