ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

Содержание образовательной программы

Пояснительная записка
1. Характеристика школы и принципов её образовательной политики.
1.1. Принципы образовательной политики школы
1.2. Назначение образовательного процесса в школе.
1.3. Приоритетные направления образовательного процесса.
1.4. Характеристика кадрового обеспечения образовательного процесса.

2. «Академический» компонент общеобразовательных предметов (обучение детей с легкой умственной отсталостью).
2.1. Письмо и развитие речи, русский язык, чтение и развитие речи.
2.2. Математика.
2.3. Биология и природоведение.
2.4. География.
2.5. История и обществоведение.
2.6. Музыка и пение.
2.7. Изобразительное искусство.
2.8. Физическая культура.
2.9.Трудовая подготовка.
2.10. Факультативные занятия и обязательные занятия по выбору учителя.

3. Обучение детей с умеренной умственной отсталостью.
4. Формирование жизненных компетенций.

5. Коррекционная работа.
5.1. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
5.2. Социально-бытовая ориентировка.
5.3. Ритмика. Музыкально-ритмические занятия.
5.4. Коммуникация, правила социального поведения. Игра и игрокоррекция.
5.5. Лечебная физическая культура.
5.. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
5.7. Формы коррекционных занятий.

6. Дополнительное образование обучающихся.

7. Требования к уровню подготовки выпускников.

8. Ожидаемые результаты реализации программы

Пояснительная записка.

Государственное бюджетное образовательное учреждение Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 63 VIII вида создано для обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта.  Образовательный процесс  ориентирован на своевременное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации, социальной адаптации  для      последующей интеграции в общество.

Социальная адаптация обучающихся с нарушениями интеллектуального развития связана с его активностью по отношению к среде. Формируется и проявляется тем интенсивнее, чем больше он в меру своих возможностей и сил участвует в совершенствовании социума.  Школа как социально-психологическая группа, будучи социальным пространством контактов обучающихся, создает возможности для реализации ими активности, главным образом  в сфере социализации.

Основы Образовательной программы, при определении ее стратегических направлений, целей, задач и содержания задали общую стратегию осуществляемой школой образовательной политики, которая заключается в следующем:

  • в формировании целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество специально-коррекционного образования;
  • в первостепенной приоритетности воспитания в образовании, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения, коррекции и развития;
  • в ориентированности на своевременное обучение детей с проблемами в развитии, получение ими профессии, дальнейшее обучение или трудоустройство, т.е. социальную и трудовую адаптацию.
  • в системном интегративно – дифференцированном подходе в реализации специального образовательного стандарта детей с нарушениями интеллектуального развития.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЫ И ПРИНЦИПОВ ЕЁ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.

1.1. Принципы образовательной политики государственного бюджетного образовательного  учреждения Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная    школа – интернат № 63  VIII вида.

Образовательная программа школы строится на основе следующей нормативно-правовой базы:      

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 ФЗ).
  • Концепция о правах ребенка (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1998 г. Подписана от имени СССР 26 января 1990.)
  • Декларация прав ребенка (Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1995 г.).
  • Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (в ред. Постановлений Правительства РФ от 1-.03.2000 № 212, от 23.12.2002 № 919, от 01.02.2005 № 49)
  • Сборник нормативных документов: Специальные (коррекционные) образовательные учреждения / Сост А.Ю.Исаков, О.Е.Грибова, А.Р.Маллер. – М.2002-175с.
  • Приказ МО РФ от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с отклонениями в развитии
  • Устав Школы
  • Локальные акты Школы

Приоритетными принципами построения Образовательной программы школы являются:

  • Гуманизация  (Основной смысл педагогического процесса – развитие ребенка, которое выступает как мера качества труда учителя и школы в целом);
  • .Демократизация (Создание такого демократического пространства, в котором общественность (учителя, родители) имели бы реальное влияние на процесс и результаты  образования);
  • Дифференциация и  индивидуализация обучения (Построение индивидуальных коррекционно- развивающих маршрутов обучающихся);
  • Непрерывность образования (Преемственность всех ступеней образования, подготовка учащихся к продолжению образования);
  • Системность (Образование в школе – интернат – целостная единая система, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы);
  • Управляемость (Регулирование и коррекция образовательного процесса на основе мониторинга).

1.2. Назначение образовательного процесса в школе.
Школа осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности
Школа реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, основного общего с углубленной трудовой подготовкой, а также начального и основного общего детей с глубокой (умеренной и тяжелой) умственной отсталостью. Образовательный процесс  осуществляется в соответствии с уровнями образовательных программ трех ступеней образования:
1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);
2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет);
10 – 11 классы – основное общее образование с углубленной трудовой подготовкой (нормативный срок освоения 2 года).

На первой ступени обучения осуществляется всестороннее психолого- медико-педагогическое изучение личности  учащегося, выявление его возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса. Учащимся прививается интерес к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию учащихся, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах поведения. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования. 

На второй ступени обучения учащиеся получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность и соответствующие их психофизическим возможностям, навыки по  профилям труда (столярное, швейное дело, обувное дело, парикмахерское дело, вязание). Основное общее образование является базой для получения начального профессионального образования. Обучение завершается аттестацией (экзаменом) по трудовому обучению.

В 10 – 11 классах  осуществляется углубленная трудовая подготовка по различным профилям, направлениям образовательного процесса.
Организация образовательного процесса в школе регламентируется учебным планом,  и расписанием занятий. Учебный план школы-интерната разработан  на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Вариант I  в соответствии с возрастными, интеллектуальными и психофизическими возможностями детей и подростков с интеллектуальными нарушениями. Учебный план включает вариативную и инвариантную части. Вариативная часть учебного плана включает три блока: общеобразовательные курсы, трудовая подготовка, коррекционная подготовка. Инвариантная часть представлена школьным компонентом.

На I  ступени обучения реализуются «Программа подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. На II ступени обучения реализуются «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой (2011 г.).

На III ступени «Программно-методическое обеспечение для 10-11 классов с углублённой трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М.Платоновой.

Учебные программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений определяют содержание предметов и коррекционных курсов, последовательность его прохождения по годам обучения.

 

  Перечень  учебников  используемых в образовательном процессе в государственном учреждении Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №63 VIII вида. 
1 класс
1.Лещинская Т. Л. Подготовительный класс. Букварик2012ВЛАДОСдопущен
2.ВоронковаВ.В., Коломыткина И. В.Букварь. 1 кл.2012Просвещениедопущен
3.Комарова С.В.Устная речь. 1 кл.2011Просвещение 
4.Хилько А.А.Математика. 1 кл.2007Просвещениедопущен
5.Тулумбаев Х.А. и др.Башкирский язык .1 кл.2009Китападаптирован к программе
6.Кузнецова Л.А.Технология. Ручной труд. 1кл.2008Просвещениедопущен
7,Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир1кл.Живой мир1кл.2011 Просвещение  
 2 класc
1.Якубовская А.К., Павлова Н.В. .
Павлова Н.В. Русский язык 2кл.
Русский язык. 2 кл.2011Просвещение 
2.Комарова С.В.Устная речь. 2 кл.2012Просвещение 
3.ИльинаС.Ю., Аксенова А.К., Головкина Т.М. и др.Чтение. 2 кл.2011Просвещение 
4.Хилько А.А.Математика. 2 кл.2008Просвещениедопущен
5.Алышева Т.В.Математика 2 кл.2012Просвещение  
6.Матвеева Н.Б.,
Котина М.С.,
Куртова Т.О.
Живой мир2кл.2012Просвещение 
7.Кузнецова Л.А.Технология. Ручной труд. 2кл.2012Просвещение 
8.Тулумбаев Х.А.и др.Башкирский язык .1 кл.2007Китападаптирован к программе
3 класс
1.Аксенова А.К.,
Якубовская Э.В.
Русский язык. 3 кл.2012Просвещениедопущен
2.Смирнова.Чтение. 3 кл.2014Просвещение    
3.Эк В.В.Математика. 3 кл.2012Просвещениедопущен
4.Комарова С.В.Устная речь 3 кл.2014Просвещение  
5.Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир1кл.Живой мир3кл.2014Просвещение 
6.Кузнецова Л.А.Технология.  Ручной труд. 3кл. Просвещение 
7.Тулумбаев Х.А. и др.Башкирский язык.1 кл.2009Китападаптирован к программе
4 класс
1.Аксенова А. К. , Галунчикова Н.Г.Русский язык. 4 кл.2012Просвещениедопущен
2.Смирнова З.Н., 
 Гусева Г.М.
Чтение. 4 кл.2012Просвещениедопущен
3.Перова М.Н.Математика. 4 кл.2012Просвещениедопущен
4.Кузнецова Л.А.Технология. Ручной труд 4кл.2014Просвещение 
5.Тулумбаев Х.А. и др.Башкирский язык.1 кл.2009Китападаптирован к программе
5 класс
1.Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.ВРусский язык. 5 кл.2014Просвещениедопущен
2.Перова М.Н.,
Капустина Г.М.
Математика. 5 кл.2012Просвещениедопущен
3.Малышева З.Ф.Чтение. 5 кл.2012Просвещениерекомендован
4.Хлебосолова О.А.  
Хлебосолова Е.И.
Природоведение. 5 кл.2008ВЛАДОС допущен
5.Лифанова Т. М.,   СоломинаЕ.Н.Природоведение. 5 кл.2012Просвещение 
6.Картушина Г.Б.,
Мозговая Г.Г.
Швейное дело. 5 кл.2012Просвещениедопущен
7.Субчева В.П.Социально – бытовая ориентировка.5кл.2012ВЛАДОС 
8.Ковалева Е.А.Технология. Сельскохозяйственный труд2008Просвещение 
9.ТулумбаевХ.А.и др.Башкирский язык.2 кл.2005Китападаптирован к программе
10.ИдельбаевН.Х. и др.Живые родники .1-2 кл.2006Китападаптирован к программе

6 класс

1.Галунчикова Н.Г.,
Якубовская Э.В.
Русский язык.6 кл.2012Просвещениедопущен
2.Бгажнокова И.М.,
Погостина Е.С.
Чтение 6 кл.2012Просвещениедопущен
3.Капустина Г.М., Перова М.Н.Математика. 6 кл.2014Просвещениедопущен
4.Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В.Мир истории.6кл.2012Просвещение 
5.Никишов А.И. Биология.. Неживая природа. 6 кл.2014Просвещение 
6.Лифанова Т. М.,   СоломинаЕ.Н.География. 6 кл.2014Просвещениерекомендован
7.Картушина Г. Б.,  Мозговая Г.Г.Технология. Швейное дело. 6 кл.2012Просвещениедопущен
8.Ковалева Е.А.Технология. Сельскохозяйственный .труд 6кл.2012Просвещение 
9.Субчева В.П.Социально – бытовая ориентировка. 7кл.2012ВЛАДОС 
10.Идельбаев Н.Х.и др.Живые родники. 1-2 кл.2006Китападаптирован к программе
11.Тулумбаев Х.А., ДавлетшинаМ.С.Башкирский язык. 3кл.2002Китападаптирован к программе
7 класс 
1.Аксенова А.К.Чтение. 7 кл.2012Просвещениедопущен
2.Пузанов Б.П.,   Бородина О.И. и др.История России. 7 кл.2009ВЛАДОСдопущен
3.Лифанова Т.М., Соломина Е.Н.География России. 7 кл.2011Просвещениедопущен
4.Клепинина З.А.Биология. Растения. Грибы. Бактерии. 7 кл.2012Просвещение 
5.Мозговая Г.Г., 
Картушина Г. Б.
Технология. Швейное дело. 7 кл.2012Просвещениедопущен
6.Алышева Т.В.Математика. 7 кл.2012Просвещениерекомендован
7.Галунчикова Н.Г .Якубовская Э.В.Русский язык.7 кл.2012Просвещениерекомендован
8.Ковалева Е.А.Технология. Сельскохозяйственный труд 7кл.2012Просвещение 
9.Субчева В.П.Социально – бытовая ориентировка. 7кл.2012ВЛАДОС 
10.Тулумбаев Х.А., Давлетшина М.С.Башкирский язык.4 кл.2006Китападаптирован к программе
11Акманов И. Г.История Башкортостана     .8 кл.2009Китападаптирован к программе
12.Идельбаев Н.Х.Живые родники. 3-4 кл.2006Китападаптирован  к  программе
8 класс
1.Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.Русский язык. 8 кл.2012Просвещениедопущен
2.Малышева З.ФЧтение. 8 кл.2012Просвещениедопущен
3.Эк В.В.Математика. 8 кл.2012Просвещениедопущен
4.Пузанов Б.П.,  Бородина О.И. и др.История России. 8 кл.2010ВЛАДОСдопущен
5.Лифанова Т.М., Соломина Е.Н.География материков и океанов. 8 кл.2012Просвещениедопущен
6.Никишов А. И., Теремов А.В.Биология. Животные. 8 кл.2009Просвещениедопущен
7.Зырянова В.А., Хаминова И.А.Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала 8кл.2012Современные образовательные технологиидопущен
8.Ковалева Е.А.Технология. Сельскохозяйственный труд. 8кл.2012Просвещение 
9.Субчева В.П.Социально – бытовая ориентировка. 8кл.2012ВЛАДОС 
10.Усманова М.Г., Габитова З.М.Башкирский язык.5 кл.2006Просвещениеадаптирован к программе
11.Акманов И.Г.История Башкортостана.       8 кл.2005Китападаптирован к программе
12.Идельбаев Н.Х.Живые родники. 3-4 кл.2006Китападаптирован к программе
9 класс
1.Галунчикова  Н.Г., Якубовская Э.В.Русский язык. 9 кл.2012Просвещениедопущен
2.Перова М.Н.Математика. 9 кл.2012Просвещениедопущен
3.Пузанов Б.П.,  Бородина О.И. и др.История России. 9 кл.2010ВЛАДОСдопущен
4.Лифанова Т. М., М.Соломина Е.Н.География. 9 кл.2012Просвещениерекомендован
5.Романов И. В., Агафонова И. Б.Биология. Человек. 9 кл.2009Дрофадопущен
6.Аксёнова А.К. Шишкова М.И.Чтение. 9 кл.2012Просвещениедопущен
7.Зырянова В.А., Хаминова И.А.Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала.9кл.2012 Современные образовательные технологиидопущен
8.Субчева В.П.Социально – бытовая ориентировка.2012ВЛАДОС 
9.Ковалева Е.А.Технология. Сельскохозяйственный труд. 9кл.2012Просвещение 
10.В.В. Жумаев, Б.Б. Горскин.Физика в твоей жизни.9-10кл.2012Просвещение 
11.Картушина Г. Б.,                           Мозговая Г.Г.Технология. Швейное дело.2012Просвещение 
12.Усманова М.Г. Габитова З. М.и др.Башкирский язык.6 кл.2006Китападаптирован к программе
13.Азнагулов Р. Г.  и др.Родной Башкортостан. 5 кл.2005Китападаптирован к программе
14.Акманов И. Г.История Башкортостана.      8 кл.2005Китападаптирован к программе
15.Хисматов М.Ф.География Башкортостана.  9 кл.2000Китападаптирован к программе
10-11 класс
1Перелетов А.Н., Лебедев П.М., Сековец Л.С.Столярное дело. 10-11 кл.2009ВЛАДОСдопущен
2.Габитова З.М., УсмановаМ.Г.Башкирский язык.7 кл.2006Китападаптирован к программе
3.Габитова З.М. Усманова М.Г.Башкирский язык. 8 кл.2005Китападаптирован к программе

Программы

  1. Под редакцией В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида» 5-9 классы.
  2. Под редакцией И.М.Бгажноковой «Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида» 0-4 классы.
  3. С.Б. Авербух «Программно-методическое обеспечение и тематическое планирование уроков физики в школе для детей сЗПР»

 

По общеобразовательным предметам представлены программы:
1. Русский (родной) язык: чтение и развитие речи, грамматика, правописание и развитие речи, развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (автор В.В.Воронкова);
2. Природоведение (авторы В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева);
3. Математика (авторы М.Н.Петрова, В.В.Эк, Т.В. Алышева);
4. Естествознание (биология) (авторы В.В.Сивоглазов, Т.В. Шевырева, Л.В. Кмытюк, В.В. Вопронкова);
5. География (автор Т.М.Лифанова);
6. История (авторы О.И. Бородина, В.М.Мозговой, Л.С. Сековец);
7. Обществоведение (авторы В.М.Мозговой, В.В. Воронкова);
7. Изобразительное искусство (автор И.А.Грошенков);
8. Музыка (автор И.В.Евтушенко);
9. Физическое воспитание (автор В.Н.Белов, В.С.Кувшинов, В.М.Мозговой);
10. Социально-бытовая ориентировка (С.А. Казакова, В.В. Воронкова);
11. Трудовое обучение (авторы Н.Н.Павлова, С.Л. Мирский, С.В. Бобрешова, А.М. Щербакова, Я.Д. Чекайло, Л.С. Иноземцева);
12. Ритмика (автор А.Айдарбеков).
Программы учитывают особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.

 

1.3. Приоритетные направления образовательного процесса:

Основными направлениями образовательного процесса в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», «Типовым положением об образовательном учреждении» и Уставом являются:
1. Выстраивание процесса обучения и воспитания с учётом принципа природосообразности, личностно-ориентированного и дифференцированного подхода.
2. Совершенствование форм  и методов мониторинга за состоянием преподавания учебных дисциплин с целью повышения качества обученности детей с нарушением интеллекта.
3. Укрепление здоровья умственно отсталого школьника, коррекция их психофизических недостатков через физическую культуру и спорт.
4. Коррекция и развитие умственно отсталых детей с целью их социальной адаптации в обществе.
5. Создание оптимальных физических и умственных режимов для обучающихся.
6. Организация психолого-медико-педагогического сопровождения индивидуальных коррекционно-развивающихся маршрутов специалистами службы ПМПк.
На основе данных приоритетных направлений определены основные цель и задачи специального (коррекционного) образования в государственном учреждении Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №63 VIII вида.                                                                                                                
Цель: Создание условий для своевременного обучения детей с проблемами в развитии, получение ими профессии, дальнейшего обучения в специальных группах ПУ или трудоустройство, т.е. социальную и трудовую адаптацию, а также отслеживание адаптации выпускников через трёхлетний катамнез.

Задачи:
1. Определить места и роли дисциплин каждого блока (гуманитарного, естественнонаучного, художественного, технологического) и психолого-педагогического сопровождения в решении задач создания системы подготовки учащихся.
2. Совершенствовать систему внутришкольного управления на основе функционирования внутришкольных экспертных комиссий.
3. Повышать качество обучения школьников за счет введения инновационных педагогических технологий, дифференцированного и индивидуального подходов, эффективных механизмов контроля и самоконтроля (на уровнях: учитель-ученик-администрация школы).
4. Разрабатывать методическое обеспечение для предметов образовательного процесса, позволяющее создать систему эффективной воспитательно-образовательной подготовки.
5. Повышать уровень активности учащихся во внеурочной деятельности в процессе реализации программ дополнительного образования.
6. Создавать и развивать межпредметные связи внутри каждого блока и между блоками дисциплин на уровне целей обучения, содержания программ, деятельности в процессе обучения.
7. Продолжать работу по формированию мировоззренческой культуры и воспитательной направленности образовательного процесса, способствующую социализации, самоопределению и саморазвитию личности.

1.4. Характеристика кадрового обеспечения образовательного процесса.

Состав педагоговКолДефект.
обр.
Высш.
обр.
Неокон.
высшее
Средне-
специальное
образование
Квалификационная
категория
Возрастной состав
выс.перв.не имеетМоложе
25 лет
25-35
лет
35 лет и
старше
Из них
пенс.
возраста
Директор111--1----1-
Зам.директора по УВР111--1----1-
Зам.директора по ВР111--1----1-
Учителя262425  1547 6199
Воспитатели87413332-173
Педагог - психолог111--1----1-
Соц. педагог1---1--1--11
Учителя - логопеды333--21--121
Старший вожатый1-----1---11

         

2. «АКАДЕМИЧЕСКИЙ» КОМПОНЕНТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ (обучение детей с легкой умственной отсталостью).
«Академический» компонент рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем. При этом предполагается, что ребенок впоследствии сможет самостоятельно выбрать из накопленного потребные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития.
2.1. Русский язык, чтение и развитие речи.

Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Задачи обучения русскому (родному) языку – повысить уровень общего и речевого развития учащихся, прививать общепринятые нормы общественного поведения, научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст, выработать элементарные навыки грамотного письма, научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

К одному из основных разделов изучения языка относится «Обучение грамоте», которое осуществляется в течение всего I класса. В этот период учащиеся овладевают звуковым анализом, первоначальными навыками чтения и письма. К концу года они должны научиться читать по слогам короткие, доступные их пониманию букварные тексты, списывать после разбора короткие предложения, выучить наизусть с голоса учителя и уметь читать короткие стихотворения или четверостишия.

«Письмо» на основе изучения «Грамматики и правописания» является наиболее сложным разделом русского языка в силу значительной абстрактности самого учебного материала. У учащихся формируются некоторые орфографические и пунктуационные навыки, развивается устная и письменная речь, что имеет большое значение для их социальной адаптации. По русскому родному языку во все года обучения изучаются разделы «Звуки и буквы», «Слова», «Предложения», «Связная речь». В младших классах большое внимание уделяется работе со звуками и буквами, на основе которых учащиеся овладевают фонетически правильным письмом, а затем письмом по правилу (простейшие случаи). При изучении состава слова, основных грамматических категорий в старших классах учащиеся усваивают более сложные правила правописания. На базе практического усвоения в младших классах простого предложения на старших годах обучения школьники изучают разной сложности синтаксические конструкции. Усиление практической направленности обучения повышается от класса к классу. В старших классах учащиеся должны использовать полученные знания в практической деятельности при написании изложений и сочинений. У школьников формируются навыки чёткого, правильного, логичного изложения своих мыслей в устной и письменной форме, умения оформления деловых бумаг (автобиография, заявление и др.).

На уроках чтения учащиеся овладевают навыками сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, умения пересказывать прочитанное. Для чтения подбираются произведения, содержание которых направлено на развитие познавательных интересов детей, расширение их кругозора, представлений, воспитание нравственных качеств. Это произведения о картинах родной природы, о настоящем и прошлом нашей Родины, рассказы и жизни, труде наших современников, о делах школьников. Значительное место занимают доступные пониманию умственно отсталых детей произведения и жизни и творчестве классиков литературы, художников, музыкантов, общественных деятелей и др.

В процессе обучения у учащихся совершенствуется техника чтения, постепенно формируется умение самостоятельно разбираться в содержании прочитанного, развивается связная устная речь.

Содержание учебного предмета определяется следующими задачами.

Русский язык

1. Формировать навык фонетически правильного письма, а затем письма по правилам (простейшие случаи).
2. Учить писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания.
3. Учить разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов.
4. Формировать представление о частях речи.
5. Формировать навык оформления деловых бумаг.
6. Учить писать небольшие по объёму изложения и сочинения творческого характера.
7. Формировать навык пользования словарём.

Чтение и развитие речи

1. Формировать навык осознанного, правильного, выразительного чтения целыми словами вслух и «про себя», выделяя главную мысль произведения, соблюдая при чтении нормы русской орфоэпии.
2. Учить отвечать на вопросы учителя, характеризовать главных действующих лиц, обосновывая своё отношение к героям и их поступкам.
3. Учить пересказывать содержание прочитанного; составлять рассказ по предложенной теме на материале нескольких произведений.
4. Формировать знания основных сведений о жизни писателей.
5. Учить заучивать стихотворения и прозаические отрывки.
6. Формировать потребность в самостоятельном чтении книг, газет и журналов.

2.2. Математика.

В курсе математики изучается «Арифметика» и «Элементы наглядной геометрии». Учащиеся должны не только овладеть определённым объёмом математических знаний, но уметь использовать их в процессе трудового обучения, занятий по социально-бытовой ориентировке, изучения других предметов, а также в быту. Этот предмет наиболее труден для умственно отсталых детей. В течение всех лет обучения арифметика изучается с постепенным увеличением объёма и нарастанием сложности по следующим разделам: «Нумерация», «Арифметические действия», «Устный счёт», «Величины и единицы измерения», «Доли, дроби», «Текстовые арифметические задачи». На уроках математики даётся геометрический материал на различение простейших геометрических фигур, ознакомление с их свойствами, формирование навыков пользования измерительными и чертёжными приборами. Учащиеся овладевают практическими умениями в решении задач измерительного и вычислительного характера.
Самое серьёзное внимание при обучении математике уделяется формированию у школьников вычислительных навыков, что жизненно важно для умственно отсталых детей.

Содержание учебного предмета определяется следующими задачами:

1. Учить выполнять четыре арифметических действия с натуральными числами, с десятичными и обыкновенными дробями.
2. Учить вычислять среднее арифметическое нескольких чисел.
3. Формировать умение решать простые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка, произведения, частного, на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц в несколько раз, на нахождение дроби обыкновенной, десятичной, одного % от числа; на соотношение: цена, количество, стоимость, расстояние, скорость, время.
4. Формировать навык вычисления площади прямоугольника и объёма прямоугольного параллепипеда.
5. Формировать чертёжные и измерительные навыки.

 

2.3. Биология и природоведение.

Содержание этого курса предусматривает изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья. Они узнают об основных элементах живой и неживой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых, почве, о строении и жизни растений, животных и человека. У учащихся формируется правильное понимание и отношение к природным явлениям (дождь, снег, ветер, туман и др.). Они овладевают некоторыми практическими приёмами выращивания растений и ухода за животными, навыками сохранения и укрепления здоровья.

Содержание учебного предмета определяется следующими задачами:

1. Сообщать учащимся знания об основных элементах живой и неживой природы.
2. Учить называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке, давать им обобщённые названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком).
3. Учить связно пояснить проведённые наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда.
4. Формировать знания о строении, размножении и образе жизни животных и растений.
5. Учить рассматривать окружающую природу, как комплекс условий, необходимый для жизни всех растений, грибов, животных и людей. Учить бережно относиться к природе.
6. Прививать навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека.

 

2.4. География.

В начальном курсе физической географии школьники учатся ориентироваться на местности, они знакомятся с планом, масштабом, глобусом, картой; они изучают пояса освещённости солнцем поверхности земли, узнают о их расположении, получают представления о климате. Знакомясь с природой страны, школьники узнают о её географическом положении, границах, пограничных государствах, морях, озёрах. Они изучают разнообразие природных условий на территории нашей страны, получают краткие сведения об особенностях природы каждой зоны, об основных занятиях населения.
Курс географии материков и океанов включают краткие элементарные сведения о солнечной системе, атмосферных явлениях и др. Изучается географическое положение каждого материка.
Школьники получают элементарные знания по экономической географии нашей страны, своего региона (краеведение). Особое внимание уделяется формированию у учащихся представлений о разнообразии занятий населения, связанных с природными условиями, добычей полезных ископаемых, о взаимосвязи различных отраслей промышленности и сельского хозяйства, о трудовой деятельности в народном хозяйстве, об охране окружающей среды.
Содержание географического и естествоведческого материала предусматривает элементарное экономическое образование учащихся, формирует у них доступное их пониманию материалистическое представление об окружающем мире, умение правильно объяснять некоторые явления природы, что способствует воспитанию бережного отношения к природе.

Содержание предмета определяется следующими задачами:

1. Учить ориентироваться на местности.
2. Формировать знания о формах поверхности Земли.
3. Формировать знания о водоёмах земного шара.
4. Изучать географическое положение, природу, население и народное хозяйство России.
5. Формировать элементарные представления о природных условиях, промышленности, сельском хозяйстве, населении других стран.
6. Учить устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
7. Формировать начальные элементарные сведения по астрономии.
8. Изучать особенности природных условий и народного хозяйства Урала.

2.5. История и обществоведение

На уроках истории и обществоведения учащиеся должны ознакомиться с наиболее значительными событиями из истории нашей Родины, современной общеполитической жизнью страны, получают основы правового и нравственного воспитания. Исторический материал курса создаёт представление о наиболее важных сторонах жизни общества. В рассказах по истории раскрываются традиции, трудовые и героические дела народов нашей страны, содержатся яркие примеры служения своему Отечеству. В содержание курса обществоведения включены в доступной форме элементарные сведения о государстве и праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны, что важно для формирования у умственно отсталых школьников нравственных и правовых норм жизни в обществе.

Содержание учебного предмета определяется следующими задачами:

1. Формировать знания об основных исторических событиях.
2. Изучать основные периоды хозяйственной и политической жизни страны на разных исторических этапах.
3. Формировать навыки устного высказывания и работы с текстом.
4. Учить устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
5. Формировать знания об исторических деятелях, полководцах, руководителях страны, национальных героях.
6. Формировать знания об основных конституционных правах и обязанностях граждан РФ.

2.6. Музыка и пение.

Основой музыкального воспитания умственно отсталых учащихся является хоровое пение как активный способ развития музыкальных способностей. Целью данного предмета является формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.
В содержание обучения пению включены произведения народного творчества, русских, национальных и зарубежных композиторов, песни, разнообразные по характеру и содержанию музыки, требующие различных средств исполнения.
У школьников развивается интерес к слушанию музыки вокальной, инструментальной, оркестровой. Они знакомятся с некоторыми, музыкальными жанрами, учатся различать мелодии. Ученики получают элементы музыкальной грамоты и нотной записи, узнают о творчестве видных композиторов, их произведениях. Музыкальное развитие школьников составляет неотъемлемую часть их эстетического воспитания.

Содержание учебного предмета определяется следующими задачами:

1.Развивать интерес к слушанию музыки.
2.Знакомить с музыкальными жанрами, учить различать мелодии.
3.Дать элементарные понятия о музыкальной грамоте и нотной записи, творчестве видных композиторов, их произведениях.
4.Формировать певческие навыки.
5.Воспитывать эстетический вкус.

2.7. Изобразительное искусство.

Изобразительному искусству в процессе обучения умственно отсталых школьников придаётся большое значение. Целью данного предмета является формирование навыков рисования, развитие эстетических чувств, ознакомление с лучшими произведениями изобразительного и, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна.
Содержание его включает знание основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, декоративного рисования. Школьники знакомятся с отдельными произведениями живописи, декоративно-прикладного искусства, узнают о творчестве великих художников. Изобразительное искусство является одним из предметов, содержание которых направлено на развитие  у учащихся художественного вкуса,  способствует их эстетическому воспитанию.

Содержание учебного предмета определяется следующими задачами:

1. Корригировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путём систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умение находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходства и различия между предметами.
2. Развивать зрительно-двигательную координацию путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала.
3. Развивать у учащихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним.
4. Расширять и уточнять словарный запас детей за счёт специальной лексики, совершенствовать фразовую речь.

2.8. Физическая культура.

Целью занятий физической культуры является укрепление здоровья школьников, развитие и коррекция их общей и мелкой моторики. Содержание обучения включает такие разделы, как гимнастика, лёгкая атлетика, лыжная подготовка (коньки), игры. Во все разделы включены упражнения, направленные на формирование у учащихся двигательных умений и навыков, развитие силы, ловкости, выносливости. На занятиях гимнастикой учащимся даются общеразвивающие и корригирующие упражнения. Занимаясь лёгкой атлетикой, они овладевают спортивной ходьбой, бегом, прыжками; учатся ходить на лыжах, кататься на коньках. С I по VII класс в содержание занятий включены различные подвижные игры, а с VI – спортивные.

Содержание учебного предмета определяется следующими задачами:
1. Укрепить здоровье и повысить работоспособность учащихся.
2. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.
3. Сообщить знания в области гигиены, теоретические сведения по физкультуре.
4. Развивать чувство темпа, ритма и координации движений.
5.Формировать навыки правильной осанки в статических положениях и в движении.

2.9. Трудовая подготовка.

Особое значение придаётся подготовке умственно отсталых детей к  трудовой деятельности. Эта задача решается путём воспитания у учащихся общей готовности к труду и получения ими профессионально-трудовых знаний и навыков по определённой специальности. Трудовое обучение рассматривается как мощное средство коррекции умственного развития ребёнка и нравственного его воспитания, что позволяет выпускникам включиться непосредственно в производительный труд.

Трудовое обучение в 1 – III классах даёт возможность учащимся овладеть элементарными приёмами труда, общетрудовыми умениями и навыками, развивает самостоятельность, положительную мотивацию к трудовой деятельности.
На занятиях предусмотрены простейшие практические работы с пластилином, бумагой, картоном, с природным материалом, с металлоконструктором, древесиной, текстильными материалами.

В IV классе трудовое обучение имеет общетехнический характер, может проводиться на базе учебных мастерских и рассматриваться как пропедевтическое для формирования некоторых новых организационных умений и навыков поведения, характерных для профессиональной мастерской. В этот период важно наблюдение за индивидуальными возможностями учащихся с целью рекомендации выбора ими изучаемых в школе видов профессионального труда.

Содержание трудового и профессионального обучения в IV классе является переходной ступенью от ручного труда к профессиональному, разработано применительно к каждому профилю трудового обучения. Предусмотрено изготовление несложных изделий с использованием элементарных трудовых приёмов.

Профессионально-трудовое обучение
Целью профессионально-трудового обучения в V – IX классах является подготовка учащихся к самостоятельному труду по получаемой специальности в условиях обычных (не предназначенных для инвалидов) предприятий и сферы обслуживания.

Профессионально-трудовое обучение в V – IX классах осуществляется по тем видам труда: швейное дело, столярное дело , вязание, парикмахерское дело.  В содержание каждого вида труда включены теоретические сведения о свойствах материалов, устройстве инструментов, станков и машин, м3еханизации производственных процессов, технике безопасности и организации труда на производстве. Учащиеся знакомятся с технологией изготовления изделий, овладевают профессиональными приёмами труда, у них вырабатываются трудовые навыки. Формируются общетрудовые умения, воспитывается культура труда. Обучение каждому виду труда предусматривает сравнительно широкую профессиональную подготовку в пределах одного профиля.

Трудовая практика имеет важное значение для обучения умственно отсталых школьников и является частью профессионально-трудового обучения, соответствует профилю трудовой подготовки учащихся, способствует закреплению профессиональных умений и навыков, полученных ими на уроках.

 

Задачи трудового обучения.

1. Формировать общетрудовые умения и навыки, развивать самостоятельность, положительную мотивацию к труду.
2. Познакомить со свойствами и приёмами обработки разных видов материалов.
3. Развивать способность к осознанной регуляции трудовой деятельности.
4. Корригировать психофизические недостатки посредством трудового обучения.
5. Учить оценивать качество своей работы и работы товарищей.
6. Обучать нормативно одобренным приёмам труда и применению в работе эффективных технологий.
7. Проводить профориентационную работу.
8. Познакомить с основами трудового законодательства.

2.10. Факультативные занятия и обязательные занятия по выбору учителя.

С целью коррекции, развития речевой и мыслительной деятельности, пространственного воображения, восприятия, памяти, углубления знаний, умений и навыков, а также содействия социальной адаптации умственно отсталых детей проводятся следующие факультативные занятия:
«Уроки нравственности» (5-8 класс).
С целью формирования сознательного и ответственного отношения обучающихся к вопросам личной безопасности и практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях вводятся следующие обязательные занятия по выбору:
«Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности»: (1-4 класс).
«Человек в чрезвычайных ситуациях»: (7-8 класс).
С целью привития учащимся навыков и знаний культуры поведения, общения с людьми в 5 классе проводятся обязательные занятия по выбору:
«Этическая грамматика».

3. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

На основании инструктивного письма Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных  учреждений I-VIII видов» от 04 сентября 1997 № 48, письма Минообразования РФ от 26 декабря 2000 г. № 3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1997 № 48», письма Министерства образования РФ № 01-50-25/32-05 от 24.01.2003, письма Минобразования РФ от 03 апреля 2003 г. № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект», в ГБОУ Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №63 VIII вида функционируют классы для детей с умеренной умственной отсталостью. Данные классы открывается с целью максимально возможной социализации этой категории детей.

Приоритетными направлениями такой работы являются:

  • укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
  • формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
  • формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
  • включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд;
  • расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
  • формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности;
  • развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.

Обучение ведется по программно-методическим материалам:
«Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – ВЛАДОС, 2007
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающегося. На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности.

Обучение имеет практическую направленность, принцип коррекции является ведущим, учитывается воспитывающая роль обучения, необходимость формирования черт характера и всей личности в целом, которые должны помочь выпускникам стать полезными членами общества. Поэтому в инвариантную часть включены образовательные области и соответствующие им учебные предметы, наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью. В этой части особое внимание уделяется развитию связной устной и письменной речи, усвоению элементарных основ математики, предметов из естествоведческого и обществоведческого циклов.

Чтение, письмо, развитие устной речи. С учетом индивидуальных возможностей часть детей овладевает простейшими навыками чтения и написания отдельных слов и коротких предложений письменными, иногда печатными буквами, другие дети научаются списывать или графически подражать образам букв и слов, что также способствует дальнейшему развитию восприятий букв. Дети, у которых не формируются предпосылки к овладению письмом и чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. В этой же связи программа не предполагает требований к оценке учебных достижений, но усилия каждого ребенка необходимо стимулировать и поощрять. На уроках по предмету «Письмо» учащиеся овладевают элементарными изобразительными и графомоторными навыками, пространственными представлениями. Независимо от возраста учащихся обучение чтению, письму и развитию устной речи проводится в игровой форме, наиболее доступной детям с умеренной умственной отсталостью. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей учащимся возможность познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные).

«Математика» для учащихся с умеренной умственной отсталостью» включает:

  • ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде;
  • упражнения, игровые ситуации, игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками);
  • игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве;
  • конструирование из строительного, природного и бросового материалов;
  • формирование количественных представлений;
  • «чтение» и письмо цифр;
  • формирование представлений о форме;
  • формирование представлений о величине;
  • формирование пространственно-временных представлений и ориентировок.

Наряду с конкретными задачами в ходе обучения элементарным математическим представлениям и навыкам конструирования реализуется и более широкая задача: формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности доступной их восприятию «картины мира».

«Живой мир». Естествоведческие знания помогают осмыслению единства свойств живой и неживой природы, формируют у обучающихся с умеренной умственной отсталостью практические навыки взаимодействия с объектами природы, ее явлениями.

«Лепка, рисование и конструирование»,«Изобразительное искусство»и «Музыка и пение». Данные курсы предполагают овладение школьниками элементарными основами следующих видов деятельности: навыками рисования, слушания музыки и пения. В процессе занятий по этим предметам осуществляется всестороннее развитие, обучение и воспитание детей – сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное, трудовое. Коррекционная направленность уроков – обязательное условие учебного процесса.

Учебный предмет «Физическая культура» направлен на коррекцию психофизического развития учащихся с умеренной умственной отсталостью, выполняет общеобразовательную функцию, включает элементы спортивной подготовки. На уроках физической культуры укрепляется здоровье школьников, закаливается организм, формируется правильная осанка, совершенствуются двигательные качества (сила, быстрота, ловкость, выносливость и др.), воспитываются гигиенические навыки, физическая работоспособность

«Хозяйственно-бытовой труд». Данный курс обеспечивает возможность формировать и совершенствовать у детей и подростков с умеренной умственной отсталостью необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.

«Гигиена, самообслуживание». Целью этого курса является освоение воспитанниками системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное поведение в реальной жизни. Обучение организуется с учетом местных и региональных особенностей, в том числе климатических и сезонных изменений в природе. На уроках формируются элементарные навыки самообслуживания с частичной помощью взрослых, а затем и с элементами самостоятельности, культурно-гигиенические навыки, выполняемые совместно с взрослым, по подражанию действиям взрослого, по образцу.

«Ручной труд» и «Ремесло» - учебные предметы, нацеленные на воспитание у учащихся положительных качеств, уважения к людям труда, общей готовности к труду и получения ими трудовых знаний и навыков. Овладение учащимися элементарными приёмами труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности.

4. Формирование жизненных компетенций

Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение. Продуктивность такого дозированного расширения и усложнения среды жизнедеятельности ребенка с ОВЗ можно обеспечить только с учетом его особых образовательных потребностей. При разработке содержания компонента жизненной компетенции принципиальным является определение степени усложнения среды, которая необходима и полезна каждому ребенку - может стимулировать, а не подавлять его дальнейшее развитие.

Вид компетенцийКомпетенции
Ценностно-смысловые компетенции
  • формулировать собственное отношение к предмету и сферам деятельности;
  • осуществлять выбор на основе собственного жизненного опыта
  • уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия,
  • осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
  • осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм с учетом психофизиологичеких особенностей
  • умение адекватно размышлять о будущем и оценивать свои перспективы
Общекультурные компетенции
  • владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;
  • уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
  • определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;
  • владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;
  • владеть эффективными способами организации свободного времени;
  • иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;
  • иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;
  • владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.
Социально-трудовые компетенции.
  • действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
  • уметь работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них;
  • видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
  • уметь организовывать свою работу
Учебно-познавательные компетенции
  • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
  • ставить познавательные задачи;
  • выбирать условия проведения наблюдения или опыта;
  • выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями;
  • использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
  • иметь опыт восприятия картины мира.
  • уметь работать с числом, числовой информацией (владеть математическими умениями);
  • организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
  • уметь находить новые решения;
  • готовность и способность обучаться самостоятельно
Информационные компетенции
  • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
  • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
  • уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
  • владеть элементарными навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, принтера, модема, копира;
  • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
  • Уметь консультироваться у эксперта;
Коммуникативные компетенции
  • уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
  • уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур;
  • владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
  • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
  • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
  • иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на уважении традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Компетенции  личностного самосовершенствованияСоциальные компетенции мальчиков:
  • Мужественность
  • Надежность
  • Сила
  • Трудолюбие
  • Вера в себя
  • Общительность
  • Уважительность
  • Ум
  • Ответственность
Социальные компетенции девочек:
  • Доброта
  • Любовь к детям
  • Ответственность
  • Забота о людях
  • Нежность
  • Общительность
  • Привлекательность
  • Ум
  • Надежность
  • Женственность
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции
  • иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);
  • знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
  • позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
  •  владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
  • оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
  • уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств
  • иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
  • знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;

5. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА.

Специальная задача коррекции имеющихся у учащихся нарушений психофизического развития, трудностей формирования жизненно необходимых знаний, умений и навыков осуществляется и на специальных занятиях.

5.1. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

В I – IV развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности классах является специфическим предметом, которым целенаправленно решается коррекция общего и речевого развития умственно отсталых детей. У учащихся формируются элементарные представления об окружающем мире, необходимые для дальнейшего обучения, развивается наглядно-образное мышление.
Школьники знакомятся с предметами ближайшего окружения, с явлениями природы и сезонными изменениями.
В результате учащиеся должны:

  • составлять устные рассказы по теме урока;
  • знать названия предметов и явлений;
  • уметь выполнять некоторые практические работы по уходу за одеждой, обувью, комнатными растениями;
  • выполнять правила дорожного движения.

В процессе обучения осуществляется экологическое воспитание школьников.

5.2. Социально-бытовая ориентировка (СБО).

Для более успешной социальной адаптации и реабилитации умственно отсталые школьники в силу особенностей своего психофизического развития нуждаются в целенаправленном воспитании. Решению этой проблемы в значительной степени подчинены занятия по СБО (V – IX классы). Целью данного курса является практическая подготовка детей к самостоятельной жизни и труду, формирование у обучающихся знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышение уровня их общего развития, т.е. возможность посильно участвовать в труде, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.

Содержание специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке отличает практическую направленность. Учащиеся знакомятся с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. У них формируются умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Они усваивают навыки приготовления пищи, личной гигиены, ухода за одеждой и обувью. Школьники учатся ухаживать за жилищем, планировать бюджет семьи, помогать старшим, ухаживать за младшими. Им прививают навыки культурного поведения. Содержание социально-бытовой ориентировки как учебных занятий способствует формированию и совершенствованию необходимых навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении. Дети усваивают морально-этические нормы поведения, у них вырабатываются навыки общения с людьми, в определённой мере развивается художественный вкус.

Содержание учебного предмета определяется следующими задачами:
1. Формировать умения пользоваться услугами предприятий, службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.
2. Учить навыкам приготовления пищи, личной гигиены, ухода за одеждой и обувью.
3. Формировать навык ухода за жилищем, планирования бюджета семьи.
4. Прививать навыки культурного поведения и общения.

5.3. Ритмика. Музыкально-ритмические занятия.

Содержанием специальных коррекционных занятий по ритмике является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах. Содержание обучения направлено на совершенствование движений и их коррекции. Музыкальные и речевые сопровождения создают условия для развития речи учащихся, их эстетического воспитания.

Содержание учебного предмета определяется следующими задачами:
1. Учить детей двигаться по залу в разных направлениях, правильно и быстро находить нужный темп ходьбы и бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка.
2. Формировать навык ритмичного выполнения несложных движений руками и ногами в такт музыке.
3. Учить соотносить темп движений с темпом музыкального произведения, чётко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на изменения музыки.
4. Учить различать основные характерные движения некоторых народных танцев.

5.4. Коммуникация, правила социального поведения. Игра и игрокоррекция.

Приоритетными направлениями коррекционно-развивающей работы являются в данных направлениях:

  • укрепление и охрана здоровья, физическое развития детей и подростков;
  • формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
  • включение учащихся в домашний, хозяйственный, прикладной труд;
  • расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, адекватного поведения, знаний о себе, о других людях, о микросоциальном окружении;
  • формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и об окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности.

Коррекционно-развивающие занятия строятся на основе предметно-практической деятельности детей через систему специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий (логопедические занятия, психологическая коррекция, педагогическая коррекция), включают большое количество игровых и занимательных моментов.

5.5. Лечебная физическая культура.

 Цель:
Укрепление здоровья и выработка устойчивой правильной осанки.

Задачи:

  • Обучать жизненно важным двигательным навыкам и умениям.
  • Развивать двигательные способности, основные физические качества и активизировать защитные функции организма.
  • Укреплять и развивать мышечную систему и опорно - двигательный аппарат.
  • Развивать общую организованность, внимание, фантазию, формы поведения, адекватное реагирование в различных ситуациях.

5.6. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

Данные занятия проводятся с теми учениками, которые имеют более выраженные нарушения речевого развития, сенсорных процессов.
Логопедические занятия, занятия по РПСП проводятся индивидуально и по группам. Группы (2-4 чел.) комплектуются с учётом однородности нарушений.

Краткая характеристика коррекционных программ, реализуемых в ГБОУ  Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 63 VIII вида

Программ для занятий логопеда, психолога, дефектолога в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, утверждённых МО РФ, не существует.
Специалистами ГБОУ  Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 63 VIII вида разработаны учебно-методические комплексы коррекционно-развивающих занятий.
Учителем-логопедом разработан учебно-методический комплекс логопедических занятий в 1-7 классах, который рекомендован к использованию педагогическим советом и утвержден директором школы.

Рабочая программа учителя- логопеда   (1 класс)

Цель:

  • формирование правильного звукопроизношения,
  • формирование речевой функции в целом.

Задачи:

  • корригировать общую, ручную и артикуляторную моторику;
  • развивать зрительное и слуховое восприятие и внимание;
  • развивать правильное  речевое  дыхание;
  • развивать пространственное  и  тактильно-кинестетическое  восприятие;
  • уточнять, обогащать и активизировать словарь;
  • корригировать дефектное звукопроизношение (постановку звуков);
  • развивать психические процессы внимания и памяти.

Рабочая программа учителя - логопеда   (2 - 4 класс)

Цель:

  • автоматизация правильного звукопроизношения,
  • формирование речевой функции в целом;
  • развитие навыка  грамотного  письма и чтения.

Задачи:

  • корригировать дефектное звукопроизношение (постановка, автоматизация, дифференциация звуков);
  • развивать фонематический  слух, процессы  фонематического  анализа  и  синтеза;
  • развивать фонематическое  восприятие (дифференциацию  звуков);
  • уточнять, обогащать и активизировать словарь;
  • развивать коммуникативную функциию речи;
  • отрабатывать   навык грамотного  письма и чтения;
  • развивать психические процессы внимания, памяти и мышления.

Рабочая программа учителя- логопеда   (5-7 класс)

Цель:

  •  формирование речевой функции в целом;
  • развитие навыка  грамотного  письма и чтения.

Задачи:

  • развивать сложные  формы фонематического  анализа  и  синтеза;
  • развивать  фонематическое  восприятие  (дифференциацию  звуков);
  • развивать навыки словоизменения  и  словообразования;
  • уточнять  и  усложнять  структуру  предложения, закреплять грамматические формы  в  устной  и  письменной  речи;
  • уточнять, обогащать и активизировать словарь;
  • развивать  коммуникативную функцию  речи;
  • развивать психические процессы внимания, памяти и мышления.

Учителем-дефектологом составлен учебно-методический комплекс занятий по математике, чтению и развитию речи, письму и развитию речи для учащихся 0-4 классов, который рекомендован педагогическим советом и утвержден директором школы.

 

Рабочая программа учителя - дефектолога в 1-4 классах (математика)

Цель:

  • Развитие и коррекция психических познавательных процессов
  • Устранение пробелов ЗУНов

Задачи:

  • учить планировать свою деятельность;
  • осуществлять контроль и самоконтроль;
  • формировать способность мыслить на основе предметно-практических действий и отвлечённо;
  •  формировать понятие число, величина, геометрические фигуры;
  • подготовить детей к письму цифр;
  •  дать первоначальные навыки по решению простых задач на нахождение суммы и остатка (на основе предметно-практических действий и отвлечённо)
  • повышать интерес к изучаемому материалу;
  • отрабатывать практические умения и навыки по предмету.

Рабочая программа учителя - дефектолога в 1-4 классах (письмо и развитие речи, русский язык, чтение и развитие речи)

Цель:

  • Формирование навыков грамотного чтения и письма.
  • Устранение пробелов ЗУНов

Задачи:

  •  развивать фонематический слух;
  • развивать зрительное восприятие и внимание;
  • формировать навык сознательного, беглого, правильного, выразительного чтения;
  • развивать познавательную деятельность;
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
  • совершенствовать графические навыки;
  • развивать графическую зоркость;
  • формировать интерес к чтению, любознательность.

Педагогом-психологом составлены и адаптированы следующие коррекционно-развивающие программы, рассмотренные и рекомендованные к реализации педагогическим советом и утверждённые директором школы.

 «Развитие и коррекция личностно-эмоциональной сферы детей»

Цель: Развитие и коррекция личностно-эмоциональной сферы детей.

  1. Задачи:
    1. Снятие состояния психологического дискомфорта.
    2. Коррекция зависимости от окружающих.
    3. Гармонизация противоречивости личности.
    4. Снятие враждебности.
    5. Коррекция тревожности.

 «Адаптация младших школьников»

Цель: Успешная адаптация к школе младших школьников.

  1. Задачи:
    1. Помочь ребёнку вжиться в позицию школьника.
    2. Ввести понятие оценки и самооценки.
    3. Преодолеть замкнутость, скованность.
    4. Расширить поведенческий репертуар.

 «Игротерапия общения»

Цель: Совершенствование средств общения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, посредством ролевых игр.

Задачи:

  1. Снятие неадекватных стереотипов поведения.
  2. Снижение конфликтности.
  3. Изменение самооценки.
  4. Увеличение арсенала средств общения.
  5. Снятие тревожности.

 «Развитие эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей»

Цель: Развитие и коррекция личностно-эмоциональной сферы детей.

Основные направления программы:

  1. От организующей роли педагога-психолога к самоорганизации детей
  2. От инициативы педагога-психолога к собственной инициативе.
  3. От негативно-печальных эмоций к радостно-удовлетворённым, основанным на принятии себя.
  4. От совместного с педагогом-психологом поиска способов разрешения различных ситуаций к самостоятельному решению

 «Формирование межличностных отношений умственно отсталых детей»

Цель: Формирование межличностных отношений умственно отсталых детей

Основные направления программы:

  1. От организующей роли педагога-психолога к самоорганизации детей
  2. От инициативы педагога-психолога к собственной инициативе.
  3. От негативно-печальных эмоций к радостно-удовлетворённым, основанным на принятии себя.
  4. От совместного с педагогом-психологом поиска способов разрешения различных ситуаций к самостоятельному решению

 «Программа развития познавательной деятельности детей 7-10 лет»

Цель: Расширение зоны ближайшего развития и последовательный перевод в зону актуального развития.

Структура занятий:

  1. Дыхательно-координационные упражнения.
  2. Упражнения на развитие произвольного слухового и зрительного восприятия и памяти.
  3. Упражнения формирующие различные виды мыслительных процессов.
  4. Упражнения, улучшающие состояния мелкой моторики и графического навыка.
  5. Релаксационные упражнения.

Просветительско-профилактическая программы:

 «Психологическое сопровождение итоговой аттестации»

Цель: Оказание психологической помощи и обеспечения стабильности эмоционально волевой регуляции выпускников в ситуации подготовки и сдачи итоговых экзаменов».

Задачи:

  1. Подбор психодиагностического инструментария для изучения личностно-эмоциональной сферы.
  2. использование разнообразных методов коррекции «экзаменационного стресса» и нормализации деятельности вегетативной нервной системы, которые позволяют выпускникам с меньшими потерями для здоровья и более успешно сдавать экзамены.
  3. Расширение репертуара поведенческих стратегий в стрессовых ситуациях и создание индивидуальных стратегий и тактик управления стрессом.
  4. Психологическая поддержка конкретных участников, повышение их стрессоустойчивости.
  5. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей, направленных на создание комфортных условий в период сдачи итоговых экзаменов.

 «Психологическое сопровождение детей «группы риска»

Цель: Психологическое сопровождение детей «группы риска». Создание оптимальных психолого-педагогических условий, нейтрализующие и корректирующие негативные проявления в поведении детей.

Задачи:

  1. Повысить личностную компетентность родителей и педагогов в вопросах эффективного взаимодействия с агрессивными и тревожными детьми.
  2. Обучить эффективным способам общения в системе взаимоотношений «ребёнок-ребёнок», «педагог-родитель», «родитель-ребёнок».

 «Профилактика детской и юношеской наркомании»

Цель: Создание в школьной среде условий, препятствующих распространению наркотиков, становлению активной отрицающей позиции по отношению к наркотикам.

Задачи:

  1. Предупредить знакомство детей с одурманивающими веществами: алкоголем, никотином, наркотикам.
  2. Формировать у ребёнка представление о недопустимости одурманивания, негативное отношение к нему.
  3. Показать, как без помощи одурманивающих веществ, можно сделать свою жизнь счастливой и интересной.
  4. Воспитание у детей общей культуры здоровья, понимания, что человеческий организм совершенен и уникален и заслуживает к себе бережного отношения.
  5. Формирование информационных и поведенческих установок в отношении к наркотизации.
  6. Воспитание здорового образа жизни.

Развитие психомоторики и сенсорных процессов.

Цель: Развитие и коррекция психомоторных и сенсорных процессов умственно отсталых обучающихся.

1 класс.

Задачи:

  1. Развивать чувственную сферу обучающихся.
  2. Формировать графические навыки обучающихся.
  3. Научить детей различать пространственные направления относительно своего тела.
  4. Научить детей  отражать изменения, происходящие в пространстве и времени.

2 класс.

Задачи:

  1. Развивать умения определять различные стороны на себе.
  2. Научить детей указывать пространственные направления от себя.
  3. Развивать координацию движений и графические навыки.
  4. Развивать крупную и мелкую моторику.
  5. Формировать представления о времени: как о равномерно и повсеместно текущем потоке мгновений («сегодня», «завтра», «вчера»).
  6. Развивать зрительно-двигательную координацию.

3 класс.

Задачи:

  1. Формировать представления об основных пространственных отношениях на конкретных предметах.
  2. Развивать конструктивные зрительные представления.
  3. Тренировать память на пространственные отношения.
  4. Тренировать следовые пробы зрительных представлений.
  5. Научить дифференцировать на ощупь различные геометрические тела:
    а) одинаковой формы, но разной толщины (плоские и объемные);
    б) одинаковой формы и толщины, но разной величины (большие и маленькие);
    в) одинаковой величины и толщины, но разной формы.

4 класс.

Задачи:

  1. Развивать концентрацию и устойчивость внимания.
  2. Развивать самоконтроль.
  3. Научить обобщению и классификации  полученной информации.
  4. Развивать понятийный аппарат учащихся.
  5. Научить оперировать образами.

5.7. Формы коррекционных занятий (индивидуальные, групповые занятия и др.).

Коррекционные занятия осуществляются в индивидуальной и групповой формах, на которых используются следующие технологии:

  • игрортерапия;
  • сказкотерапия;
  • тренинги;
  • арттерапия;
  • релаксационные минутки;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
  • здоровьесберегающие технологии.

6. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Дополнительное образование в государственном учреждении Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №63 VIII   вида оптимально способствует воспитанию и развитию личности умственно отсталого ребенка в соответствии с концепцией развития специальной (коррекционной) школы, что обеспечивает:

  • Повышение уровня развития основных ключевых компетентнростей умственно отсталых обучающихся;
  • Повышение уровня нравственно-этической культуры учащихся;
  • Улучшение возможности социализации обучающихся в современное общество.

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.

Ученики по окончании IX класса должны владеть максимально доступным их возможностям уровнем общеобразовательной подготовки, необходимым для их самостоятельной жизни, и получить профессиональную подготовку по тем видам труда, по которым они могут быть трудоустроены и социально адаптированы.

Они должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения:

  • владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации;
  • уметь достаточно грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, оформлять деловые бумаги.
  • знать основополагающие статьи Конституции РФ, определяющие права и обязанности гражданина, основные законы трудового и уголовного права;
  • читать и понимать несложные художественные произведения классиков отечественной литературы,  выдержки из газет и журналов о современной общественно-политической жизни страны;
  • владеть элементами устных вычислений, основными арифметическими действиями, решением несложных задач измерительного и вычислительного характера.

Профессиональная подготовка определяется выпускным экзаменом, который состоит из выполнения контрольной работы и устных ответов на вопросы в пределах требований программы по соответствующим видам труда.

Выпускники должны знать:

  • устройство орудий труда;
  • свойства материалов;
  • основные технологические операции.

Выпускники должны уметь самостоятельно:

  • ориентироваться в задании;
  • планировать ход изготовления изделия;
  • качественно выполнять работу;
  • контролировать результаты работы и давать отчёт о ходе её выполнения.

Выпускники могут в качестве основы для ориентировки в заданиях использовать:

  • предметные образцы;
  • рисунки;
  • чертежи;
  • их сочетания.

К выпускным экзаменам допускаются учащиеся, освоившие в полном объёме программу профессионально-трудового обучения. Вопрос о допуске к экзаменам учеников, не освоивших по каким-либо причинам программу, решается педагогическим Советом школы.

8. ТРЕБОВАНИЯ К ИЗМЕРИТЕЛЯМ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ВЫПУСКНИКОВ.

 1. Разработаны нормы оценок по основным общеобразовательным предметам школы для умственно отсталых детей, которые учитывают особенности и возможности учащихся усваивать учебный материал по русскому языку, чтению и математике:
- полноту и правильность полученных знаний;
- сформированность умений и навыков;
- стимулирующий характер оценок при нецензовом образовании.

2. Для IV класса определены параметры направления учащихся на соответствующий профиль трудового обучения:
- успешность обучения общеобразовательным предметам;
- особенности индивидуальных психофизических нарушений развития;
- соматические заболевания и психическое состояние;
- склонности и интерес ребёнка к профессии;
- пожелания родителей.
Данные на каждого ребёнка в течение года представляют учитель класса, школьный психолог, врач.
Проводится беседа с учащимися и его родителями.
На основании полученных материалов делается вывод о трудовых возможностях ребёнка, его профессиональной ориентации.

3.По окончанию 9 класса сдаётся экзамен по профессионально-трудовому обучению, который состоит из практической контрольной работы и устного экзамена по специальности.
Проверка состояния профессиональной подготовленности учащихся включает два уровня требований к полноте и сложности учебного материала: для отстающих в обучении, низкая успеваемость которых обусловлена глубиной и распространённостью дефекта развития, и для более сильных учеников, способных овладеть первыми этапами начальной профессиональной подготовки. Порядок проведения экзамена определяется инструкцией Федеральных органов образования с требованиями к составлению экзаменационных билетов.

9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Результатом работы программы должно стать:

Выпускник, адаптированный к изменяющимся социально-экономическим условиям, с сформированными жизненными компетенциями, эмоционально-лабильный и физически здоровый.